Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Дом. Семья15 октября 2008 22:00

Месть писателей-2: Пелевин мочит врагов в сортире, а Лукьяненко производит в вампиры

Чтобы разделаться с обидчиком, литератору достаточно пары слов
По части сведения счетов на книжных страницах Виктор Пелевин оставил далеко позади всех корифеев отечественной литературы.

По части сведения счетов на книжных страницах Виктор Пелевин оставил далеко позади всех корифеев отечественной литературы.

В еженедельнике «КП» за 9 октября мы рассказали, как сводили счеты с обидчиками классики русской литературы. Теперь очередь современников. Ведь и в наше время на зубок литераторам лучше не попадаться: оскорбленные работники пера и клавиатуры за словом в карман не лезут, незамедлительно разделывая неугодного под орех.

ИЗДАТЕЛИ ПЕЛЕВИНА

«- У вас есть писатель, которому вы хотели бы позвонить?

- Есть издатель, которому я бы хотел звякнуть, как полковник Най-Турс».

Из интервью Виктора Пелевина.

Все вышеописанное - сущие пустяки по сравнению с тем, что творит в своих книгах один из главных столпов современной литературы Виктор Пелевин. Практически ни одно из его произведений не обошлось без едких и, надо признать, остроумных выпадов в адрес тех, кого Виктор занес в свои недоброжелатели. Пелевин без всякой жалости расправляется с критиками, позволяющими себе критиковать его в прессе, или деятелями издательского мира, рискнувшими вступить в конфликт с писателем.

Начало большой партизанской войне в романах Пелевина было положено еще в конце прошлого века, когда в 1999 году в свет вышел роман «Generation «П». Помимо массы мелких шпилек, практически не замеченных широким кругом читателей, в тексте романа был заключен мощнейший удар по одному из главных оппонентов писателя, критику Павлу Басинскому. Басинский регулярно громил Пелевина в прессе, предыдущий роман писателя «Чапаев и Пустота» назвал «вещь, состоящая из дешевых каламбуров», и вот что получил в ответ. Главный герой «Generation «П» Владилен Татарский читает сценарий рекламного ролика:

«В кадре - дверь деревенского сортира. Жужжат мухи. Дверь медленно открывается, и мы видим сидящего над дырой худенького мужичка с похмельным лицом, украшенным усиками подковой. На экране титр: «Литературный обозреватель Павел Бесинский». Мужичок поднимает взгляд в камеру и, как бы продолжая давно начатую беседу, говорит:

- Спор о том, является ли Россия частью Европы, очень стар. В принципе настоящий профессионал без труда может сказать, что думал по этому поводу Пушкин в любой период своей жизни, с точностью до нескольких месяцев. Например, в 1833 году в письме князю Вяземскому он писал...

В этот момент раздается громкий треск, доски под мужичком подламываются, и он обрушивается в яму. Слышен громкий всплеск. Камера наезжает на яму, одновременно поднимаясь (модель движения камеры - облет «Титаника»), и показывает сверху поверхность темной жижи. Из нее выныривает голова обозревателя, которая поднимает глаза и продолжает прерванную погружением фразу:

- Возможно, истоки надо искать в разделе церквей. Крылов не зря говорил Чаадаеву: «Посмотришь иногда по сторонам, и кажется, что живешь не в Европе, а просто в каком-то...»

Что-то сильно дергает обозревателя вниз, и он с бульканьем уходит на дно. Наступает тишина, нарушаемая только гудением мух. Голос за кадром:

«Gucci for men. Будь европейцем. Пахни лучше».

Литературное сообщество возмутилось, но поделать ничего не смогло. Ругать Пелевина в прессе сильней, чем ругали до этого, было уже невозможно, а иначе как на писателя подействовать?

Но главный гром грянул четыре года спустя с выходом очередного произведения Пелевина «ДПП (НН)». Литературные споры были уже побоку. Пелевин лишь походя приложил другого своего гонителя, критика Андрея Немзера:

«Встречаются фразы, каждой из которых мог бы всю зиму питаться у себя в норке какой-нибудь мелкий литературный недотыкомзер, - например, такое вот: «на дворе стоял конец горбачевской оттепели».

Главным калибром написанного, как говорят, в великой спешке романа «ДПП (НН)» Пелевин отстрелялся не по кому-нибудь, а по целому издательству «Вагриус». Во время поездки на писательский семинар в Германию с Акуниным и Марининой Пелевин узнал, как оплачивается в других издательствах труд собратьев по перу, и был поражен тем, насколько мало платили ему в «Вагриусе» люди, называвшие себя его друзьями. В ярости он пообещал отомстить, что и сделал с особым цинизмом. «ДПП (НН)» вышел в свет уже в издательстве «ЭКСМО». Вот как растолковывал случившееся популярный московский журнал:

«Главного негодяя в книге зовут Жора Сракандаев - несложная комбинация из фамилии генерального директора «Вагриуса» Анатолия Скорондаева и имени его заместителя Георгия Быковского, которого иначе как Жора никто не называет. У Сракандаева в романе есть странное прозвище Ослик Семь Центов. В романе оно объясняется тем, что пассивный гомосексуалист Сракандаев предпочитает отдаваться партнерам, надев на голову тряпичные ослиные уши, а после акта выкрикивает загадочную формулу: «Семь центов! Семь центов!» Нетрудно припомнить, что осел - символ «Вагриуса». А семь центов за экземпляр - это максимальный гонорар, который предложили там Пелевину».

Журнал «Афиша», № 119.

При этом сам Пелевин считает, что гонения критиков на него вызваны всего лишь его чужеродностью в их среде. «Просто я не человек тусовки. Я просто приношу тексты, и их печатают. Чего они на меня лезут?» - приводила его слова «Афиша».

ФОРУМ ЛУКЬЯНЕНКО

«Запахи, конечно, были - запахи затхлости, сырости, скопившейся пыли. Не было того запаха, которого мы ждали, который боялись почувствовать, - сладковато-гнилостного запаха обескровленных вампиром тел. Как тогда, в Мытищах, где брали в своей квартире Алексея Сапожникова, мелкого, слабоумного, но именно поэтому долго остававшегося вне поля зрения Дозоров серийного вампира».

Сергей Лукьяненко. «Последний дозор».

Король отечественной фантастики Сергей Лукьяненко в начале нынешнего года стал участником скандала, разгоревшегося в одном из автомобильных интернет-форумов буквально на ровном месте. Лукьяненко, выступающий в Сети под псевдонимом doctor_livsy, по абсолютно ничтожному поводу сцепился с неким Алексеем Сапожниковым, пишущим в блогах под именем tangodancerr.

Причем уровень, если так можно выразиться, дискуссии сразу вышел за все разумные рамки, что не делает чести обоим участникам. Опубликовать в газете даже выборочные фразы из этой «переписки с друзьями» не представляется возможным, поскольку газету читают дети и беременные женщины, но все особо любопытствующие могут удовлетворить свой интерес, например, вот здесь: http://bhtr.narod.ru/lj_huyanenko.html

Не удовлетворившись результатом завершившегося диалога, Сергей не поленился и вписал в уже готовую к печати книгу «Последний дозор» сводящий счеты кусок. Причем сделал это настолько стремительно, что бывшим в курсе истории читателям оставалось только удивляться оперативности писателя.

СОАВТОР ТОПОЛЯ

«Несколько часов назад на его стол легли материалы, компрометирующие этого идиота майора Незначного. В деле были фотографии Незначного с его же агенткой Олей Маховой, сделанные скрытой камерой в номере отеля «Националь».

Эдуард Тополь. «Чужое лицо».

В XIX веке и при советской власти писатель мог вставить нерадивого сантехника в книжку, и сантехник бился бы от стыда в корчах. В наше время и книг стало гораздо больше, за всеми не уследишь, да и сантехники литературу не больно-то жалуют. Поэтому писатели предпочитают счеты сводить преимущественно в своем кругу, и главная причина для скандалов, конечно же, деньги!

Согласно ходящей в окололитературных кругах истории именно они стали поводом для ссоры между двумя выступавшими некогда в соавторстве писателями-детективщиками - Эдуардом Тополем и Фридрихом Незнанским. До этого коллеги выпустили несколько пользовавшихся в перестроечные годы большим успехом политических детективов: «Красная площадь» и «Журналист для Брежнева». Однако после разрыва Тополь потребовал признать, что писал эти бестселлеры именно он. В ход пошли такие изыски, как литературоведческая и текстологическая экспертизы. Но и этого обиженному писателю оказалось мало.

В очередном романе, вышедшем под названием «Чужое лицо» и повествующем о жизни и работе сотрудников КГБ, Тополь вывел в качестве действующего персонажа некоего Флора Незначного. Этот майор госбезопасности оказался гражданином, мягко говоря, малосимпатичным. Автор не стеснялся поливать его помоями по ходу произведения, а в середине книги вообще расстрелял его из автомата Калашникова руками американского шпиона.

БЫВАЕТ И ТАК

Труп Семецкого

«В результате массового забора Силы у детей, отдыхающих в «Артеке», семеро из них в течение трех месяцев страдали от ночных страхов! Девятилетний Юрик Семецкий, проживающий в Москве, через месяц после возвращения из «Артека» погиб от асфиксии, захлебнувшись в ванне».

Сергей Лукьяненко. «Дневной дозор».

У российских фантастов есть модная фишка - каждый автор считает себя обязанным «убить» в своей книге персонажа по фамилии Семецкий. А дело вот в чем: в одном из ранних произведений Лукьяненко убил по ходу дела некоего Юрия Семецкого. Ну должны же как-то звать второстепенного персонажа. Но к большому удивлению автора после выхода книги к нему подошел мужчина и спросил: «Ты зачем меня убил?» Оказалось, что того действительно звали Юрий Семецкий. Впрочем, на Лукьяненко он не обиделся и даже попросил продолжать начатое дело. Мол, тогда он дольше жить будет. С тех пор Сергей «убивал Семецкого» довольно часто, а затем это подхватили и другие.

Но в последнее время пошла мода «воскрешать» Семецкого. Вот одна из историй, бродящая по интернет-форумам:

«Один знакомый редактировал солидный многотомник о русско-кавказской войне. Пользуясь положением, он вставил в чьи-то гусарские воспоминания фразу: «Вечером того же дня был убит и остался непогребенным на поле брани есаул Юрий Михайлович Семецкий...» Исполнив черное дело, он начал хвастаться перед товарищами удивительным убийством Семецкого. Ему сказали: «Да ты тормоз! Его же теперь модно оживлять!»

Редактор немедленно бросился к компьютеру и дописал: «Каково же было наше удивление, когда наутро Семецкий догнал полк - живой и здоровый!»

ЗВОНОК ПИСАТЕЛЮ

Владимир ВОЙНОВИЧ: «Тратить порох на обидчиков? Это нерентабельно!»

О своем отношении к мести на литературных страницах мы попросили рассказать одного из самых едких писателей эпохи - Владимира ВОЙНОВИЧА:

- Я часто писал пародии на кого-то, но я против карикатурных изображений.

- А у ваших персонажей в книгах про Чонкина были реальные прототипы?

- Когда я служил в армии, у нас был в одной роте солдат Чонкин, но от него я взял лишь фамилию. Мои образы скорее собирательные. Вообще я не считаю, что мои персонажи неприятные. Они нелепые, смешные, но все же добрые.

- В советское время поддразнивание писателями друг друга часто наблюдалось?

- Да постоянно! Мы выводили известных людей и знакомых под прозрачными псевдонимами. У меня есть персонаж Карнавалов, похожий на Солженицына. Он пародийный, но тоже не злой. Меня нередко так подначивали. У Аксенова где-то есть персонаж Войновский. Он тоже необидный.

- То есть все зависит от чувства юмора?

- Чувство юмора, но не чувство злобы. Злость на конкретного человека вряд ли может помочь писателю. Даже если кто-то тебя обидел, делать из него литературный образ, тратить на него порох - это даже нерентабельно. Он не заслуживает того! Потому и легко обидеть художника, что он - нормальный художник! - не откликается на обиду. Он выше этого!